К 100-летию И.В.Савицкого

Статья-презентация
Автор Юрита Калите
11 Февраля 2015, Лондон

К 100-летию И.В.Савицкого
"An amazing evening. I attended a screening 
of "The Desert of Forbidden Art". 
A film exploring Igor Savitsky's groundbreaking 
work as founder of the extraordinary 
Savitsky Museum in Karakalpakstan (Uzbekistan). 
Unarguably, a museum housing 
the second largest collection 
of avant-garde art in the world."

Игорь Витальевич Савицкий русский художник, археолог и коллекционер авангардного русского искусства времен советского союза конец 50-х начало 60-х годов.

Реставратор, этнограф, искусствовед, заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный художник Каракалпакстана, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков»), один из последних подвижников русской культуры в Средней Азии. 

Всю свою жизнь он посвятил служению науке и культуре Средней Азии.

Он основал Государственный художественный музей Республики Кара-кал-пак-стан названный его именем,  также известный как Музей Нукус в Узбекистане.

Благодаря ему, сегодня знакомится с историей «загадочного Востока» и приходит в восторг публика, годами избалованная и пресыщенная всевозможными видами выставок и экспозиций. 

Государственный музей искусств Республики Кара-кал-пак-стан имени И.В. Савицкого сегодня владеет одной из самых крупных коллекций русского авангарда, второй по величине в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге.

Музей является своеобразной архитектурной летописью Каракалпакии  и включает одну из самых больших археологических коллекций памятников истории и культуры русского и советского искусства периода 1920-40 годов,  предметов народного прикладного и современного творчества Средней Азии.

Игорь Савицкий (1915-84) впервые приехал в Каракалпакстан в 1950 г. в качестве художника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции.

Очарованный культурой и людьми азиатских степей, он остался там после экспедиции (1950-57) и стал собирать каракалпакские ковры, костюмы, ювелирные изделия и другие произведения искусства.

Игорь Витальевич Савицкий посвятил себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, коллекционированием произведений современного искусства, впоследствии ставшей основой художественного музея, созданного им в Нукусе. 

Так же он начал собирать рисунки и картины художников русского авангарда Средней Азии конца 1950-х / начала 1960-х годов,  которые советские власти тогда уничтожали.

Сегодня в коллекции музея храниться около 90 000 предметов, а также тысячи экспонатов, текстиля и ювелирных изделий, начиная от древней цивилизации Хорезма до творчества современных узбекских художников.

Савицкий убедил местные власти, что Каракалпакии нужен музей искусств, и в 1966 году он был назначен директором-основателем Нукусского музея искусств.
Музея об уникальной культуре коренных малочисленных народов, проживающих на территории Каракалпакии.

Став директором, Савицкий забросил живопись, стал вести археологические раскопки в городах древнего Хорезма.
В последствии, гостеприимные залы музея Каракалпакии впервые объединили хранящиеся там предметы духовной культуры малого народа, живущего среди пустынь, в низовьях Амударьи, представлены уникальные фотографии.

Собирая работы художников Средней Азии - таких, как Исупов, Крамаренко, Ульянова и Волошина,  основателей художественной школы Центральной Азии (R.Mazel), а так же мастеров узбекской школы (Волков, Курзин, Фальк, Карахан, Тансыкбаев и Уфимцев) - Савицкий значительно расширил круг художников, представленных в его коллекции.

Савицкого очень беспокоило негативное влияние советской культурной политики, вплоть до середины 1960-х годов, поэтому стал собирать коллекцию русского авангарда за период 10-15 лет по всем городам СССР, картины запрещенных художников  и сберегать их в относительно безопасным Нукусе.

В 1981 году Московская Ассоциация художников организовал вечер в честь Нукусского музея.

Истинный сын каракалпакского народа Игорь Витальевич Савицкий работал очень много, часто пренебрегая своим здоровьем. 27 июля 1984 года, Савицкий умер в больнице в Москве.
По его просьбе, Савицкий был похоронен на русском кладбище в Нукусе.

Феномен Нукусского музея можно объяснить желанием Савицкого сохранить для потомков историю востока и российского авангарда.
Это нашло отклик не только у старших поколений каракалпаков, которые продавали ему свой текстиль и ювелирные изделия, но также и у местных органов власти, которые внесли свой существенный вклад в организацию музея и дальнейшее его существование.

Именно эта взаимная любовь и доверие обеспечило возрождение как забытой нации, так и забытых художников России, Узбекистана, Каракалпакстана и их работ, представленных в коллекции Савицкого.

Французский журнал Télérama недавно назвал этот музей «Лувр в степи».

Древние города Шелкового пути Самарканд, Бухара и Хивы может быть лучше известны для широкой публики, но музей Нукус на самом деле считается четвертым великолепием Узбекистана.

Британская газета Гардиан назвала Коллекцию Савицкого "одним из самых выдающихся музеев мира".

Официальное признание деятельности Савицкого состоялось в 1991 году, после распада Советского Союза, когда музей Нукус стал доступен для экспертов зарубежного искусства, журналистов, базирующихся в Ташкенте, столице нового независимого Узбекистана.

Корреспонденты международных вещательных корпораций, газет и журналов стали рассказывать удивительную историю Савицкого и его музея.

Коллекция Савицкого сегодня имеет международное признание как один из зрелищных музеев в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий